vedenev

Categories:

Тенденции в организации контроля знаний на примере решений Microsoft

Педагогические измерения—особая составная часть образовательной деятельности, сущность которой состоит в определении уровня соответствия результатов учебно-воспитательной работы установленным образовательным стандартам с помощью той или иной системы измерения. Педагогические измерения сводятся, как правило, к оценке уровня знаний [1].

Рассматриваю основные тенденции в организации контроля знаний на примере решений Microsoft за последние 15 лет от Class Server до Microsoft Office 365 [2].

Что вы будете знать и уметь после прочтения этой статьи?

- Основные тенденции в организации контроля знаний с помощью решений Microsoft.

Контроль результатов обучения определяется как система научно-обоснованной проверки результатов обучения, которая заключается выявлении, измерении и оценивании знаний, умений, навыков и установлении разницы между реальным и запланированным уровнем освоения учебной программы. Целью контроля является оценка качества знаний и получение информации для прогнозирования и корректировки дальнейшего развития процесса обучения. При организации контроля необходимо знать и учитывать специфические теоретические и методологические особенности этого процесса [3]. 

Формирование системы знаний у обучаемых - важнейшая цель образовательного процесса, кардинальная проблема педагогики [1].

В России решения Microsoft для образования начались с 2004 года, когда появилось локализованное (русифицированное) решение Microsoft Class Server версии 3.0. Более широкое распространение получила версия 4.0. 

Что было примечательного в Class Server? В решении была достаточно развитая система тестирования, которая включала типы вопросов с автооценкой и со шкалой оценки:

- несколько вариантов ответа;

- два варианта ответа (да, нет);

- заполнение пропусков (для верной автооценки необходимо учитывать прописные и строчные буквы, возможны разные варианты правильного ответа);

- единственное поле ответа;

- несколько полей ответа;

- сопоставление;

- развернутый ответ (с возможностью добавить шкалу оценки этого ответа);

- краткий ответ (тоже со шкалой оценки);

- несколько допустимых вариантов ответа.

В принципе, на тот момент, это уже был сложившийся стандарт для тестов и опросов при использовании средств ИКТ в образовании. В Class Server отсутствовала система коммуникаций, которая была добавлена в последующих решениях: сначала в решении Microsoft Learning Gateway (MLG 2005 или MLG v.1), которое включало Class Server, а затем в MLG2007 в котором отказались от Class Server и в решении появился модуль Microsoft SharePoint Learning Kit (SLK).  Он обеспечивает организацию электронного обучения, т.е. позволяет управлять учебными материалами, назначать материалы в качестве заданий, проводить тестирование, получать отчеты о результатах тестирования и прохождения учебных материалов. Учебные материалы можно было использовать как в формате SCORM, так и формата Microsoft Class Server. Тесная интеграция с SharePoint позволила исключить недостатки прежнего решения. Такой подход напоминает использование Learning Management System (LMS) [3]. Однако, в решении отсутствовал существовавший в Class Server встроенный редактор контента. 

Какое-то время система для образования трансформировалась в облачную [2], но, например, средства создания тестов и опросов приходилось использовать из отдельных сервисов. 

С появлением Office 365 для образования первое время использовалась возможность работы со SCORM пакетами, специальными веб-частями SharePoint [4], позднее с опросом Excel и т.д., Например, в статье «Microsoft Office 365 в образовании. Организация контроля знаний в Office 365. Начало. Варианты проведения устного, письменного контроля и опросов» [5] (2015 год) организацию контроля знаний уже предлагается проводить с использованием устного, письменного контроля и опросов: для дистанционного устного опроса можно было использовать Skype для бизнеса (в настоящее время – Microsoft Teams); письменный опрос можно проводить с использованием возможностей OneDrive, библиотек сайтов SharePoint, OneNote и почты Outlook; опросы – в Yammer, на сайте SharePoint c помощью списка SharePoint «Опрос», создадим опрос в OneDrive c помощью «Опрос Excel» (эта возможность доступна и в настоящее время).

Летом 2016 года появилась возможность создавать тесты и опросы в Microsoft Forms [6]. Важная особенность сервиса – это возможность коллективно редактировать и создавать тесты и опросы педагогам. Встраивание форм в Sway, OneNote, SharePoint, а позднее и в Microsoft Teams позволяет организовать любую форму контроля при любой форме обучения [7-9].

В 2017 году стал доступен центр коммуникаций - Microsoft Teams. В Microsoft Teams позднее добавлена возможность создавать задания, которые значительно расширяют и повышают качество обучения при автоматизации труда педагога [10].

Microsoft Forms постоянно развивается и дополняется новыми возможностями. Есть возможность создавать тесты для организации адаптивного обучения – с ветвлением [11]. Также в настоящее время, пока только для бизнеса, на базе Microsoft Forms создан Forms Pro с возможностью организации опроса с глубокой аналитикой и детальным анализом ответов [12].

Хронологию подходов к контролю знаний в решениях Microsoft для образования можно отобразить на схеме:

Примерная схема подходов к контролю знаний в решениях Microsoft
Примерная схема подходов к контролю знаний в решениях Microsoft

Какие выводы из материалов этой статьи можно сделать:

- разнообразие организации контроля знаний в настоящее время обеспечивается интеграцией сервисов в облачном решении Microsoft Office 365;

- высокое качество педагогических измерений может быть достигнуто при любой форме организации обучения с применением разнообразных электронных средств (персональных компьютеров, мобильных устройств) в любом удобном для обучаемого месте;

- современные возможности анализа итогов контроля позволят со временем организовать персональную поддержку всех сторон учебного процесса, что в целом позволит повысить качество обучения современными средствами.

Использованные источники:

1. Преподавателю. Организация контроля знаний в Office 365. Вариант 3

2. Тенденции в развитии e-Learning на примере решений Microsoft

3. Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе

4. Списки в SharePoint Office 365. Часть 5. Список «Опрос». Организация опросов

5. Microsoft Office 365 в образовании. Организация контроля знаний в Office 365. Начало. Варианты проведения устного, письменного контроля и опросов

6. Microsoft Office 365 в образовании. Организация контроля знаний в Office 365 с помощью Microsoft Forms

7. Microsoft Office 365 в образовании. Новое в организации обучения в Office 365 с помощью Microsoft Forms: формы опросов

8. Microsoft Office 365 в образовании. Новое в организации обучения в Office 365 с помощью Microsoft Forms: тесты

9. Microsoft Office 365 в образовании. Новое в Microsoft Forms

10.Комплексное решение для учебных заведений на базе Microsoft Teams. Ноябрь 2019

11.Microsoft Office 365 в образовании. Создание обучающих опросов с ветвлением в Microsoft Forms

12.Начало работы с Forms Pro


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded