Microsoft Office 365 в образовании. Технология адаптивного обучения в Office 365

Адаптивное обучение (adaptive learning) - процесс обучения с использованием специальных алгоритмов для построения индивидуальной учебной траектории с помощью подобранных (рекомендованных) ресурсов и активностей, удовлетворяющих уникальным потребностям обучаемого. Рассматриваю вариант построения модели реализации адаптивного обучения на базе Office 365.


Что вы будете знать и уметь после прочтения этой статьи?

- Как организовать адаптивное обучение в Office 365?

- Как облегчить труд педагога при использовании персонализированного обучения?


Адаптивное обучение является частью тенденции по развитию персонализированного обучения [1,2]. Адаптивное обучение тесно связано с аналитикой учебного процесса, которая помогает педагогу отслеживать прогресс обучаемых и в такой модели обучения данные используются для оперативного внесения корректив в процесс преподавания.

Потенциал данной технологии для преподавания и обучения непрерывно растет. Технология:

- помогает вывести персонализированное обучение на новый уровень;

- помогает повысить успеваемость обучаемых;

- повышает ответственность обучаемых в контроле своего обучения;

- помогает вовлечь обучаемых в процесс обучения, что позволит им увереннее справляться с наиболее сложными темами.

Живым примером реализации технологии адаптивного обучения является репетитор, который обучает в индивидуальном порядке примерно при таком подходе:

- выявит имеющиеся знания и пробелы знаний обучаемого;

- постарается понять мотивацию и способы наилучшей передачи знаний именно для конкретного обучаемого;

- в процессе дальнейшего обучения продолжатся периодические срезы успеваемости, корректировка наполнения и скорости прохождения учебной программы, а также планирование будущих потребностей в знаниях и навыках.

Очевидно, что при реализации адаптивной технологии обучения необходимо разработать адаптивный учебный комплекс, обеспечить автоматическое распределение обучаемых в зависимости от их интересов и т.д. В этом поможет достаточно гибкий и разнообразный набор сервисов и приложений Microsoft Office 365, который одновременно обеспечивает разнообразие используемых для обучения устройств и мобильность обучаемого [3].

Пример организации адаптивного обучения в Office 365 на базе Microsoft Teams с использованием дополнительных сервисов

Цель построения адаптивного обучения состоит в том, чтобы:

- максимально аккуратно и логично провести обучаемых через весь процесс обучения;

- стимулировать активное обучение;

- сосредоточиться на группах риска среди обучаемых;

- оценить факторы, влияющие на успешность студентов в освоении учебного материала;

- сделать доступной аналитическую информацию о ходе изучения учебного материала для своевременной корректировки индивидуальной траектории обучения;

- автоматизировать рутинные операции педагога.

Вариант построения адаптивной обучающей среды в Office 365

Пояснения к схеме:

1. Схема построения модели адаптивного обучения на базе выбранных сервисов носит рекомендательный характер. В ходе обучения могут быть задействованы разнообразные сочетания сервисов для достижения целей обучения.

2. Адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся условиям. С точки зрения обучения, адаптация характеризуется системой форм, средств и методов, базирующихся на индивидуальных особенностях и способностях обучающегося, способствует эффективной организации персонализированного обучения. Индивидуальные особенности и способности обучаемый может оценить с помощью прохождения начального контроля знаний в форме теста с ветвлением [4], который фактически представляет комплекс тестов и опросов, позволяющий определиться, как с психологическими особенностями обучаемого применительно к типу мышления (вопрос этот на текущий момент является спорным и обсуждаемым), так и с группой обучаемых в Teams со схожим уровнем знаний для эффективной групповой работы.

3. Итогом прохождения предварительного теста обучаемым может быть получение кода группы (команды, подгруппы) Microsoft Teams, в которой задействован соответствующий набор контента (заданий, Sway-учебников, тестов и других контрольных заданий, Stream-видеоканалов и т.п.), позволяющий построить как индивидуальную, так и групповую работу в ходе адаптивного обучения.

4. На этапе работы в конкретной группе могут быть задействованы инструменты группового взаимодействия в Microsoft Teams.

5. Обучаемый в ходе обучения накапливает необходимый для обучения контент в личном хранилище OneDrive.

6. Ход обучения сопровождается планированием в Microsoft Planner для лучшего отслеживания индивидуальной траектории обучения особенно с участием других сторон учебного процесса (консультации, собрания и т.п.).

7. Аналитическую информацию по итогам обучения можно отображать в файле Excel общего доступа для чтения или с помощью сервиса Power BI [5].

8. Часть операций должна быть автоматизирована посредством использования возможностей Microsoft Flow [6].

Со временем технология адаптивного обучения будет дополнена возможностями использования в отдельных предметных областях облачного искусственного интеллекта.

Использованные источники:

1. Microsoft Office 365 в образовании. Дифференцированное, персонализированное и адаптивное обучение в Office 365

2. Microsoft Office 365 в образовании. Введение в модель перевернутого обучения

3. Microsoft Office 365 в образовании. Первые шаги

4. Microsoft Office 365 в образовании. Создание обучающих опросов с ветвлением в Microsoft Forms

5. Microsoft Office 365 в образовании. Организация анализа данных с использованием Power BI

Microsoft Office 365 в образовании. Автоматизируем работу в Office 365 с помощью Microsoft Flow

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded