Microsoft Office 365 в образовании. Метапознание, дистанционное обучение и Office 365. Примеры

В самом общем виде метапознание (метакогнитивные процессы [1]) можно определить как непроизвольные или сознательные усилия разной степени обобщенности по организации и оптимизации познавательной деятельности. Как связать метапознание (метакогнитивный опыт) и дистанционную форму обучения в Office 365? Рассматриваю на конкретных примерах в этой статье.

Что вы будете знать и уметь после прочтения этой статьи?

- Как с помощью приложений и сервисов Office 365 организовать и оптимизировать познавательную деятельность?

Метапознание разными авторами описывается по-разному, но мы постараемся первоначально выделить основные подходы в метапознании – это и знания и процесс; сюда же относятся три основные компоненты: планирование, мониторинг и регуляция; более сложный подход состоит в том, что конкретные процедуры можно разделить на 5 групп.

Несомненно, существуют разные классификации, но мы остановимся первоначально на базовых примерах использования основных подходов в метапознании с использованием приложений и сервисов применительно к дистанционному обучению в среде Office 365.

Сценарий 1. Разделение известного и неизвестного - поиск информации, вербализация процесса мышления и ведение дневника мышления средствами Microsoft Teams, а также интегрированных сервисов и приложений Office 365

За основу принимаем ранее разобранную схему мозгового штурма по метапознанию [2]

и применяем ее реализацию непосредственно в Microsoft Teams, а также к интегрированным сервисам и приложениям Microsoft Office 365:

Пояснения к схеме:

1. Для четкого разделения известного и неизвестного в проблемных ситуациях для обучаемого необходимо создать условия для поиска необходимой информации: в группе (команде, классе [сценарий 2, 2 и 3]) Microsoft Teams добавляем вкладки и соединители в канал, например,

a.  на сайты SharePoint Office 365 с учебными ресурсами [4,5];

b.  на библиотеки сайтов SharePoint в случае поиска более специализированной информации;

c.  на рекомендуемые внешние (по отношению к учебному заведению) веб-сайты;

d. соединители для автоматического поиска информации во внешних социальных сетях (в примере – Twitter, по ключевым словам);

e. соединители на частную социальную сеть Yammer [6], позволяющую накапливать информацию при коллективной работе по проблемным ситуациям и т.д.

2. Для поиска необходимой информации возможно использование вкладки «Файлы» канала группы Microsoft Teams на библиотеку учебных материалов в OneDrive [7].

3. Вербализация – это процесс словесного выражения. Обычно - словотворчество для создания речевых оборотов или формулировок, однако вербализация иногда понимается как процесс превращения в слова процессов мышления или в словесное мышление сознания. Очевидно, что без словесного обсуждения информации не получится ее осмысление. В этом случае используем возможности Microsoft Teams проводить аудио- и видео-собрания для любых размеров аудитории участников обсуждения [8 -11], особенно в дистанционном обучении [12].

4. Ведение дневника мышления целесообразно организовать путем добавления в канал группы Microsoft Teams вкладки «OneNote» и организации для каждого обучаемого средствами Class Notebook раздела «Дневник мышления» [13] с произвольным набором страниц обучаемыми в ходе персонального ведения дневника.

Сценарий 2. Планирование и саморегуляция мышления

Продолжаем использовать Microsoft Teams в соответствии со стратегией развития метакогнитивного опыта для объединения возможностей:

- вербализации процесса мышления;

- ведения «дневника мышления»;

- планирования и саморегуляции мышления;

- формирования стратегий мышления;

- самооценивание и т.д. в зависимости от выбранных в ходе мозгового штурма стратегий развития.

В этом сценарии мы остановимся на планировании и саморегуляции мышления:

1. На первых этапах планирования вам будет достаточно возможностей сервиса и мобильного приложения Microsoft To-Do [14, 15].

2. С помощью Planner – сервиса, входящего в состав Office 365 (и в качестве вкладки в Microsoft Teams0 можно создать визуальный способ организации групповой учебной работы [16]. Сервис Planner позволяет добиться сочетания обеспечения индивидуальной траектории обучения с одновременной работой в группе обучаемых и планированием работы педагога в нескольких группах.

3. Более сложные по масштабам варианты планирования с формулировкой стратегий мышления лучше реализовать в Microsoft Planner [17, 18], входящий в состав Microsoft Office 365 для образования. 

Сценарий 3. Самооценивание

Вы можете создавать тесты («Новый тест») с вопросами, на которые требуется 

обязательный ответ, выводить подсказки и даже показывать обучаемому его результаты после завершения теста, что позволяет сделать учебный процесс более интерактивным. Вопрос может быть с несколькими вариантами ответов. В вопросе теста могут быть использованы изображения и видеоролики. Дополнить вопрос можно формулой («Математика»). Тест можно настроить так («Параметры»), чтобы обучаемый мог себя самотестировать с перемешиванием вопросов и частичной выборкой отдельных вопросов из всего массива.

При использовании теста в Microsoft Teams необходимо добавить вкладку «Forms» и выбрать опцию «Добавить существующую форму» или разместить в канале группы ссылку на тест:

Использованные источники:

1. Метакогнитивные процессы

2. Microsoft Office 365 в образовании. Метапознание, дистанционное обучение и Office 365. Введение

3. Видео. Педагогу. Создание группы в Microsoft Teams

4. Microsoft Office 365 в образовании. Построение информационно-образовательной среды средствами Microsoft Teams и сайтов SharePoint 

5. Видео. Создание обучающего сайта SharePoint Office 365

6. Microsoft Office 365 в образовании. Построение информационно-образовательной среды средствами частной социальной сети Yammer

7. Преподавателю. Варианты организации обучения в Microsoft Teams. Вариант 2

8. Microsoft Office 365 в образовании. Современное обучение и Microsoft Teams. Новые тенденции

9. Microsoft Office 365 в образовании. Microsoft Teams как центр коммуникаций: нововведения

10.Видео. Проводим консультацию в Microsoft Teams с помощью видеозвонка. Skype в Microsoft Teams. Новые возможности

11.Видео. Возможные варианты использования чата Microsoft Teams. Коллективный чат

12.Преподавателю. Дистанционные образовательные технологии и Office 365

13.Microsoft Office 365 в образовании. Построение информационно-образовательной среды средствами OneNote

14.Видео. Microsoft To-Do Office 365

15.Мобильное приложение Microsoft To-Do. Персональное планирование дел

16.Microsoft Office 365 в образовании. Планирование деятельности педагога в обновленном Planner

17.Project Online в образовании. Введение

18.Project Online в образовании. Проект «Список задач SharePoint»: записная книжка, библиотека рисунков

19.Преподавателю. Организация контроля знаний в Microsoft Office 365 с помощью Forms. Вариант 2

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded