Microsoft Office 365 в образовании. Метапознание, дистанционное обучение и Office 365. Введение

В самом общем виде метапознание (метакогнитивные процессы [1]) можно определить как непроизвольные или сознательные усилия разной степени обобщенности по организации и оптимизации познавательной деятельности. Иными словам, это те процедуры, с помощью которых человек регулирует свое познание (мышление). При этом подразумевается, что такая регуляция приближает достижение целей деятельности и существенно облегчает это достижение. В свою очередь, дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения и информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством [2].

Как связать метапознание (метакогнитивный опыт) и дистанционную форму обучения в Office 365 – материал этой статьи.

Что вы будете знать и уметь после прочтения этой статьи?

- Как с помощью Office 365 организовать и оптимизировать познавательную деятельность?

- Как в ходе дистанционного обучения в Office 365 сделать информационные технологии ведущим средством в метапознании?

То, как человек мыслит и решает проблемы, во многом зависит не от автоматизмов и алгоритмов мышления, которые применяются постоянно и неосознанно, а от тех механизмов, с помощью которых он преодолевает их, выходя из мыслительного «тупика». В этом процессе важную роль играют метакогнитивные процессы, изучение которых имеет как научную (продвижение в понимании природы творческого мышления), так и практическую (рекомендации по использованию метакогниции в учебной и профессиональной деятельности) ценность [3].

В дистанционном обучении метакогнитивные процессы играют ключевую роль и практические рекомендации по использованию обучаемыми метакогниции определяются особенностями дистанционного обучения, например:

1. В процессе дистанционного образования каждым субъектом самостоятельно выстраивается индивидуальная виртуальная образовательная среда, которая становится фактором его социализации, средством создания и решения психологических проблем, инструментом формирования нового социокультурного опыта. Виртуальный образовательный процесс использует личностный образовательный потенциал человека, который развивается в тех областях, которые субъект сам для себя выбирает.

2. Отсутствие прямого, непосредственного контакта в дистанционном обучении заостряет важность учета психологических особенностей организации информации, которые во многом определяют эффективность обучения. Одним из наиболее важных факторов эффективности обучения является осмысленность учащимся учебного материала, т. е. наделение полученной информации смыслом «для себя». Роль педагога заключается в максимальном расширении смыслового поля познаваемого им материала, его детализации [2].

Метапознание разными авторами описывается по-разному [3] и имеет больше научную ценность. Постараемся первоначально выделить основные подходы в метапознании – это и знания и процесс; сюда же относятся три основные компоненты: планирование, мониторинг и регуляция; более сложный подход состоит в том, что  конкретные процедуры можно разделить на 5 групп: метапроцедуры понимания, воображения, вербализации и коммуникации, эвристики мышления и принятия решения, а также интенционально-личностный и волевой контекст.

Несомненно, существуют разные классификации, но мы остановимся первоначально на базовых компонентах применительно к дистанционному обучению в среде Office 365.

Сценарий 1. Определения и стратегия развития метакогнитивного опыта для педагогов и обучаемых

На этом вводном этапе целесообразно отобразить средствами Visio [4, сценарий 1] или Visio Online [5,6] схему мозгового штурма, включающую как определения метапознания, так и стратегию развития, предлагаемую разными авторами для оптимизации познавательной деятельности. Схемы для педагогов и обучаемых должны отличаться содержательностью и разнообразием подходов в метапознании.

Основное назначение схем – это практическая направленность в процессе метапознания в ходе дистанционного обучения, возможность участия в мозговом штурме в ходе формирования схем всеми участниками учебного процесса, например:

Сценарий 2. Определение учебной среды в Office 365 для педагогов и обучаемых

Когда мы думаем о преимуществах совместной работы в группе (команде, классе), мы часто визуализируем традиционные небольшие группы, сидящие вокруг столов и встречающиеся после уроков (занятий).

По мере того, как потребности наших обучаемых меняются, наши учебные среды также должны меняться. Лучшие учебные среды включают персонализированные возможности обучения [7], своевременную обратную связь и возможности для обучаемых делиться своей работой с реальной аудиторией. 

В этом случае необходимо определиться с расширяемой информационно-образовательной средой, которая должна соответствовать стратегии развития метакогнитивного опыта и объединять, например, возможности:

- вербализации процесса мышления;

- ведения «дневника мышления»;

- планирования и саморегуляции мышления;

- формирования стратегий мышления;

- самооценивание и т.д. в зависимости от выбранных в ходе мозгового штурма стратегий развития.

Такой универсальной средой в Office 365 является Microsoft Teams с возможностью подключения дополнительных сервисов и приложений [8-11].

Более подробные примеры практической реализации стратегии развития метакогнитивного опыта (метапознания) будут рассмотрены в следующей статье.

Использованные источники:

1. Метакогнитивные процессы

2. Преподавателю. Дистанционные образовательные технологии и Office 365

3. Метакогнитивные процессы: их структура в решении задач

4. Microsoft Office 365 в образовании. Организация интерактивного обучения. Мозговой штурм

5. Microsoft Office 365 в образовании. Визуализация учебной информации с помощью обновленного Visio

6. Визуализация учебной информации с помощью OneDrive для бизнеса и Visio Online

7. Microsoft Office 365 в образовании. Дифференцированное, персонализированное и адаптивное обучение в Office 365

8. Microsoft Office 365 в образовании. Построение информационно-образовательной среды средствами Microsoft Teams и сайтов SharePoint 

9. Microsoft Office 365 в образовании. Построение информационно-образовательной среды средствами Microsoft Teams и потокового видео Microsoft Stream

10.Microsoft Office 365 в образовании. Организация интерактивного обучения. Кейс-метод

11.Microsoft Office 365 в образовании. Построение информационно-образовательной среды средствами частной социальной сети Yammer

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded