Microsoft Office 365 в образовании. Дифференцированное обучение с применением видео

Когда говорят о преимуществах дистанционного обучения, часто в их числе упоминают массовость [1]. Есть также много преимуществ использования видео в образовании [2]. Видео из-за его приспособляемости ко многим устройствам играет важную роль в эффективном обучении. Потоковое видео стало самым простым и доступным способом просмотра видеоматериалов в интернете. Рассматриваю, как организовать массовое дифференцированное обучение в Office 365 с применением видео.

Что вы будете знать и уметь после прочтения этой статьи?

- Как организовать дифференцированное обучение с применением видео в Office 365?

Сложно сравнивать пропускную способность очного курса и массового онлайн-курса, практически не имеющего ограничений для масштабирования — разница в размере аудитории составит порядки [1]. Но эта черта является также и недостатком дистанционного образования: в случае очной формы проведения занятий педагог может подстраивать свои занятия под обучаемых, например, провести опрос в начале обучения, контролировать на занятиях уровень понимания учебного материала, общаться с отдельными студентами лично, если они что-то не усвоили или, наоборот, хотят больше углубиться в какие-то темы. 

В случае массового онлайн-курса времени у педагога на подобное взаимодействие будет недостаточно, а обучаемые оказываются в строгих рамках линейно составленного курса без возможности подробнее разобрать сложные задания или пропустить простые.

Тем не менее, существуют способы реализовать что-то подобное и в автоматическом (массовом) режиме. Эти способы можно разделить на три основные группы:

1. Дифференцированное обучение. Педагог заранее создаёт несколько фиксированных учебных траекторий разного уровня сложности.

 

2. Персонализированное обучение. В этом случае учебная траектория строится в ходе процесса обучения в зависимости от результатов обучаемого в промежуточных контрольных заданиях.

 

3. Адаптивное обучение. Самая интересная с точки зрения алгоритмов группа. Траектория также строится в процессе обучения, но не требует начальной разметки от педагога, а использует максимум информации о том, как обучаемый изучает материал и как этот материал изучали до него [1].

Организовать дифференцированное обучение возможно любым из известных способов организации информационно-образовательной среды (ИОС) [2-4], и выбор ИОС зависит от предпочтений педагогического сообщества учебного заведения.

Остановимся на варианте, когда педагог предварительно создает несколько видеороликов разного уровня сложности на одну тему, которые являются основой для построения фиксированных учебных траекторий. Обучаемый самостоятельно выбирает для себя подходящую учебную траекторию и далее обучается по ней в обычном, линейном режиме. 

Например, это могут быть специализированные видеоканалы Microsoft Stream, которые можно использовать в Microsoft Teams; серия учебников Sway [5-6] (возможен один учебник с разными модулями), дополненные тестами Microsoft Forms; модули в OneDrive [7]; в качестве ИОС можно выбрать частную социальную сеть Yammer. 

Использование интерактивных возможностей Microsoft Teams в сочетании с учебными видеоматериалами Microsoft Stream позволяет построить эффективную информационно-образовательную среду учебного заведения, доступную со всех типов устройств (включая мобильные) для организации дистанционного обучения без присущих ему недостатков.

Пояснения к схеме:

1. Предварительно педагог создает видеоролики разных уровней сложности (в примере от ознакомительного уровня 0 до уровня 3, по собственному выбору), например, на одну тему:

a. Пользователю. Добавление файлов в OneDrive и работа с ними. Ознакомительный уровень (Уровень 0)

b. Пользователю. Добавление файлов в OneDrive и работа с ними. Начинающим (Уровень 1)

c. Пользователю. Добавление файлов в OneDrive и работа с ними. Базовый уровень (Уровень 2)

d. Пользователю. Добавление файлов в OneDrive и работа с ними. Продвинутый уровень (Уровень 3)

2. Далее педагог создает видеоканал Stream и добавляет в него видеоролики для дальнейшего использования.

3. Ссылку на созданный видеоканал можно опубликовать в канале группы Microsoft Teams, в беседах группы Yammer, учебнике Sway и т.п. в зависимости от выбранной модели ИОС [2-4]. 

4. Педагог создает опрос с ветвлением [8], который помогает обучаемому проконтролировать свой уровень знаний и публикует ссылку на нужном ресурсе.

5. Можно задействовать возможность формирования заданий, например, в Microsoft Teams [9] для решения практических задач продвинутого уровня работы (уровень 3).

В случае персонализированного обучения траектория строится в процессе обучения в зависимости от результатов обучаемого, например, в промежуточных тестированиях. Правила о том, в какой момент проводить тестирование и что советовать изучать дальше при разных результатах, заранее задаёт педагог (дополнительный опрос с ветвлением, как вариант). 

Персонализированное обучение может сочетаться с групповым, но траекторию обучения в обоих случаях задает педагог. Для реализации персонализированного обучения может использоваться опрос с ветвлением [7], включающий ссылки на промежуточное тестирование и с переходом к изучению следующего блока информации по итогам тестирования. Для этого, педагогу надо продумать более сложный алгоритм создания опроса с ветвлением в Microsoft Forms (см. сценарий 1 [8] и видео «Создание опросов с ветвлением в Microsoft Forms»).

Персонализированное обучение может быть создано посредством использования возможности создания педагогом персонализированных заданий в Microsoft Teams [9, 10]. 

Индивидуальная траектория также строится в процессе обучения, но не требует начальной разметки от педагога, а использует максимум информации о том, как обучаемый изучает материал и как этот материал изучали до него.

Адаптивное обучение в Office 365 можно сделать в виде рекомендательной системы (можно задействовать возможности чат-бота Microsoft Teams [11]), которая советует пользователю, какой раздел материала ему стоит изучить следующим, в зависимости от его предыдущих действий.

Получив рекомендованный к обучению материал, пользователь может выбрать дальнейшие шаги: 

- пройти учебный материал (решить задачи в нём) и в итоге получить дальнейшие рекомендации; 

- пометить материал как слишком простой и перейти к более сложному материалу для изучения;

- пометить материал как слишком сложный и продолжить изучение рекомендаций.

Использованные источники:

1. Microsoft Office 365 в образовании. Дифференцированное, персонализированное и адаптивное обучение в Office 365

2. Microsoft Office 365 в образовании. Построение информационно-образовательной среды средствами Microsoft Teams и потокового видео Microsoft Stream

3. Microsoft Office 365 в образовании. Построение информационно-образовательной среды средствами Microsoft Teams и сайтов SharePoint

4. Microsoft Office 365 в образовании. Построение информационно-образовательной среды средствами частной социальной сети Yammer 

5. Microsoft Office 365 в образовании. Содержание образовательных программ и Microsoft Sway 

6. Microsoft Office 365 в образовании. Организуем обучение с помощью Microsoft Sway 

7. Microsoft Office 365 в образовании. Примеры реализации образовательных программ 

8. Microsoft Office 365 в образовании. Создание обучающих опросов с ветвлением в Microsoft Forms 

9. Microsoft Office 365 в образовании. Организация обучения, основанного на заданиях в Microsoft Teams с нововведениями. Часть 1 

10. Microsoft Office 365 в образовании. Организация обучения, основанного на заданиях в Microsoft Teams с нововведениями. Часть 2 

11.Microsoft Office 365 в образовании. Современное обучение и Microsoft Teams. Новые тенденции 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded